Внесены изменения в Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2024 г. № 218 внесены изменения в Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176.
Повышается размер суточных для служебных командировок в пределах Беларуси с 9 до 12 рублей в сутки.
Внесены изменения в нормы законодательство по компенсации расходов на проезд, в частности в пункте 10 Положения уточняется, что возмещению подлежат расходы по проезду к месту командировки и обратно только при проезде автомобильным транспортом регулярного сообщения. При этом проезд подлежит возмещению по фактической стоимости, указанной в проездном документе без учета обязательных требований к его содержанию, установленных законодательством. Пункт 13 Положения дополняется нормой, что при ежедневном возвращении работника к месту жительства и отсутствии проездных документов (билетов) возмещение расходов по проезду к месту командировки и обратно в размере 0,1 базовой величины в каждую сторону за каждый день командировки. Пункт 14 Положения дополняется порядком возмещения расходов по проезду от места проживания в командировке к месту командирования и обратно в случае, когда место проживания в командировке отличается от места командировки – на основании подтверждающих документов.
Данный порядок предусматривается в пункте 14 Положения поскольку, наниматель на практике может определить иное место проживания работника в командировке относительно населенного пункта (населенных пунктов), куда он командирован.
По найму жилья в пункте 15 Положения конкретизируется, что, если командированным работником не представлены подтверждающие документы, то возмещение расходов по найму жилого помещения производится за календарные дни нахождения в месте командирования (в размере от 5% до 20 % от размеров возмещения этих расходов, установленных в приложении 1 и 2 к Положению, а в бюджетных организациях – 5%). Если командированный работник проживает не в гостинице, а у индивидуального предпринимателя или физического лица, либо санаторно-курортных, оздоровительных или иных организациях, предоставляющих услуги по проживанию, то сравнение расходов по проживанию производится со стоимостью номера первой категории в гостинице населенного пункта, в который работник командирован либо близлежащего населенного пункта в случае отсутствия гостиницы в месте командировки. В пункты 15 и 16 Положения включена норма о возмещении расходов по найму жилого помещения при временной остановке в пути следования на территории Республики Беларусь.
Исходя из условий командирования, иных непредвиденных обстоятельств, у командированного работника может происходить запланированная либо незапланированная временная остановка в пути как при командировании за границу, так и в пределах Республики Беларусь.Пункт 17 Положения дополнен нормой, предусматривающей, что при наличии у работника корпоративной дебетовой карточкии отсутствии подтверждающих документов по найму жилого помещения при командировании по территории Республики Беларусь возмещение расходов по найму жилого помещения производится в размере, не превышающем 20 процентов, но не менее 5 процентов, а для бюджетных организаций в размере 5 процентов, размеров возмещения этих расходов, установленных в приложении 1 к Положению.В пункте 41 главы 7 Положения (в главе 7 Положения регулируются командировочные расходы водителей, осуществляющие внутриреспубликанские и международные перевозки) закрепляется порядок осуществления общей выплаты в случае наступления в командировке временной нетрудоспособности водителя.
В пункте 24 Положения расширяется состав иных командировочных расходов, подлежащих возмещению при обязательном представлении подтверждающих документов:сбор за регистрацию в системе электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожные пункты пропуска через границу Республики Беларусь, комиссионные расходы за совершение операций по обмену одного вида иностранной валюты на другой, включая налоги и сборы за совершение таких операций.
Постановление вступает в силу с 6 апреля 2024 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие в служебных командировках со дня вступления в силу постановления.

В Беларуси с 1 января вырастет базовая ставка.

С 1 января 2024 года в Беларуси изменится размер базовой ставки. Она будет равна 250 рублям. Базовая ставка является основным элементом тарифной системы, на основе которой производится оплата труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. 

Важные изменения в Трудовом кодексе с 1 января ждут всех работников
С 1 января 2024 года зарплату должны давать не реже двух раз в месяц независимо от вида трудового договора. Сейчас работникам, с которыми заключены контракты, положена выплата не реже одного раза в месяц. А еще наниматель сможет удерживать из зарплаты сотрудников стоимость питания.
Нормы Трудового кодекса стали более гибкими для работы не из офиса. В нем закрепили возможность чередовать удаленку с работой в офисе.
Можно будет взять выходной, чтобы сходить к врачам, с сохранением зарплаты, это право закреплено в обновленном Трудовом кодексе. Периодичность обследований будет зависеть от возраста: до 40 лет работники могут получить один день выходного раз в три года, после 40 лет, могут проходить диспансеризацию ежегодно, им тоже дается на это один день. Ну, а женщины старше 53 лет и мужчины старше 58 лет получат два дня ежегодно.
У многодетных родителей и родителей, которые воспитывают ребенка-инвалида, появится возможность сократить на час рабочий день, при этом зарплата сохранится. Сейчас они могут брать дополнительный выходной раз в неделю, эта возможность сохранится, просто появится выбор между нею и сокращенным рабочим днем.
Для тех, у кого неполный рабочий день сокращенный день перед государственными праздниками или праздничными днями будет определяться по-новому, рабочий день будет сокращаться пропорционально продолжительности их трудового дня. Например, если работник работает на полставки 4 часа, для него рабочий день сократится на 30 минут, если 2 часа — то на 15 минут. Сейчас рабочий день уменьшается на час для всех.
В случае, если работник идет в трудовой отпуск по графику, отпускные должны быть выплачены не позже чем за 2 рабочих дня до отдыха, с 2024 года в Трудовом кодексе появится уточнение для тех, кто идет в отпуск не по графику: с согласия работника наниматель сможет их выплатить не позже чем через два рабочих дня после начала отдыха. Также с 1 января законодательство нанимателям позволит в некоторых случаях предоставлять работнику 3 дня социального отпуска по семейно-бытовым причинам с сохранением зарплаты. Например, из-за свадьбы, рождения ребенка, смерти близких членов семьи или по другой причине.
Ну и минимальную заработную плату с января 2024 года планируют установить в размере 626 рублей, прибавка составит 72 рубля.

С 1 сентября в Беларуси вырастут зарплаты работников педагогической сферы. Такое решение закреплено в постановлении Минобразования № 265 от 15 августа 2023 года. Данным постановлением с 1 сентября 2023 г.: увеличен размер надбавки за работу в отрасли учителям на 15% от оклада; установлена надбавка кураторам учебных групп учреждений высшего образования в дневной форме получения образования всех курсов (за исключением выпускного курса) – в размере 100% базовой ставки, выпускного курса – 50% базовой ставки.

С 1 сентября 2023 года повышается базовая ставка оплаты труда
Постановлением Совета Министров от 18 августа 2023 г. N 546 базовая ставка устанавливается в размере 235 рублей.
На основе базовой ставки производится оплата труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
По состоянию на 1 января 2023 г. базовая ставка равнялась 228 рублей.

Указ от 23.06.2023 N 180 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» внес ряд изменений и дополнений в Указ от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ N 314). Указ N 314 вступил в силу с 29.06.2023.

Некоторые изменения носят редакционный, уточняющий характер, не меняя сути нормативных предписаний. Другие изменения существенно смещают акценты во взаимоотношениях заказчика и исполнителя работ по гражданско-правовому договору.

Абзацем 3 подп. 1.3 п. 1 Указа N 314 в новой редакции установлено, что заказчик, исходя из вида гражданско-правового договора, обязан требовать документы, подтверждающие прохождение гражданами, выполняющими работу по гражданско-правовым договорам, обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, медосмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ, либо осуществлять инструктаж и проверку знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, на заказчика не возлагается обязанность осуществлять подготовку (обучение), повышение квалификации по вопросам охраны труда граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, а также стажировку указанных граждан.

Необходимо заметить, что согласно ст. 17 Закона об охране труда работодатель обязан осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.

Полагаю, в этом нет противоречия, поскольку Законом об изменении законов по вопросам трудовых отношений внесены изменения в ч. 3 ст. 7 ТК, согласно которой особенности правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, регламентированных законодательством о труде, смогут устанавливаться Президентом Республики Беларусь. Данная норма вступила в силу с 02.07.2023.

Вопросы, связанные с проведением проверки знаний по охране труда и инструктажа по охране труда, урегулированы Законом об охране труда и Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда.

Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, проходят проверку знаний в комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которую создает работодатель.

При невозможности создания комиссии организации знания работающих по вопросам охраны труда проверяются в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда или в комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности (ч. 15 ст. 25 Закона об охране труда).

Также допускается прохождение работающими после окончания их обучения по вопросам охраны труда проверки знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях учреждений образования (ч. 11 ст. 25 Закона об охране труда).

Форма журнала инструктажа по охране труда предусматривает, что после прохождения инструктажа следует сделать соответствующую отметку в графе 4 журнала инструктажа по охране труда и указать должность служащего (профессию рабочего), прошедшего инструктаж по охране труда, или отдельный вид работ (услуг), по которым проводился инструктаж.

Поэтому у заказчика должны быть инструкции по охране труда по тем видам работ, которые будут выполняться по гражданско-правовому договору и по которым должен проводиться указанный инструктаж.

Согласно новой редакции абз. 4 ч. 1 подп. 1.4 п. 1 Указа N 314 гражданин, выполняющий работу по гражданско-правовому договору, должен предъявить документы, подтверждающие прохождение им обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, медосмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ, либо проходить в установленном порядке инструктаж и проверку знаний по указанным вопросам и медосмотры.

Предварительный медосмотр проводится при наличии направления работодателя (п. 19 Инструкции о медосмотрах).

Форма направления, выдаваемого работодателем, установлена в приложении 5 к Инструкции о медосмотрах, и в нем должны быть указаны вредные и (или) опасные производственные факторы (с указанием класса условий труда по каждому производственному фактору, класса опасности химического вещества) и (или) вид выполняемых работ.

Заметим, что согласно ст. 27 Закона об охране труда расходы по проведению медосмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель.

Однако указанная норма не распространяется на случаи выполнения работ по гражданско-правовому договору. Поэтому расходы на проведение медосмотра должен оплатить гражданин в соответствии с постановлением N 182.

Абзацем 2 подп. 1.4 п. 1 Указа N 314 в новой редакции установлено, что гражданин при выполнении работ по гражданско-правовому договору обязан соблюдать соответствующие НПА, в том числе ТНПА, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения, технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза, ЛПА, устанавливающие требования к безопасным условиям выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правила поведения на территории, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях организации.

В абз. 5 подп. 1.3 п. 1 Указа N 314 в новой редакции уточнена обязанность заказчика обеспечивать допуск должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок, при предъявлении ими служебных удостоверений и предписания на проведение проверки к проверке условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, представлять необходимые для проверки документы, а также допускать указанных должностных лиц для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности.

Отказаться от перерыва на обед и сократить продолжительность рабочего дня. Возможно?
Ответ: Полностью отказаться от перерыва для отдыха и питания НЕЛЬЗЯ.
В отдельных случаях можно обсудить с руководством организации вопрос о его уменьшении.
По договоренности с нанимателем продолжительность времени перерыва для отдыха и питания может быть уменьшена.
Трудовой кодекс каждому работнику в течение рабочего дня (смены) гарантирует наличие перерыва для отдыха и питания не более 2 часов и не менее 20 минут.
Продолжительность перерыва для отдыха и питания, время его начала и окончания предусматриваются в правилах внутреннего распорядка организации и (или) графиках работ (сменности).
Важно:
В течение такого перерыва на работе сотрудники свободны от трудовых обязанностей и могут использовать это время по своему усмотрению, вправе покидать рабочее место, выходить за пределы организации.
Исключения составляют случаи, когда по условиям производства перерыв невозможен.
Материал опубликован в телеграм-канале
Департамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь
https://t.me/DGITBelarus

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2 мая 2023 г. N 8-17/29П/7
О РАЗМЕРЕ УДЕРЖАНИЯ С НАНИМАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОЕВРЕМЕННОЙ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
В связи с установлением постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 апреля 2023 г. N 12 бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2023 г. в расчете на один месяц Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь СООБЩАЕТ.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. N 483 "Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы" с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование на эти суммы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходный налог, исчисленный из сумм, удерживаемых в бесспорном порядке и подлежащих налогообложению.
Бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленный в ценах марта 2023 г., составляет 389 белорусских рублей 53 копейки, соответственно, 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 584 белорусских рубля 30 копеек (389,53 х 1,5).
Данный норматив применяется с 1 мая 2023 г.

Заместитель Министра                                 В.В.Ковальков

С 14.04.2023 года вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2023 N 203 "Об устранении нарушений законодательства о труде". Постановление N 203 принято в развитие Указа от 09.01.2023 N 3 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы". Им утверждены Положение о порядке вынесения и исполнения требования об устранении нарушений законодательства о труде в отношении обеспечения выплаты заработной платы. Согласно его нормам на основании полученной информации о невыплате или неполной выплате нанимателем в установленный срок зарплаты, иных причитающихся работнику выплат Департамент госинспекции труда направляет нанимателю запрос о представлении связанных с их начислением и выплатой документов. При документальном подтверждении факта задолженности по зарплате, иным выплатам Департамент выносит обязательное для исполнения нанимателем требование об устранении нарушений. В нем указывают срок, в течение которого нарушения следует устранить. Он не может превышать 15 рабочих дней, а также  Положение о порядке вынесения решения о взыскании заработной платы и (или) иных выплат, причитающихся работнику в соответствии с законодательством о труде. Оно определяет, что в случае неисполнения нанимателем требования в установленный в нем срок Департамент вправе вынести решение о взыскании зарплаты. На его основании возбуждают исполнительное производство, а взыскание задолженности по зарплате, иным положенным работнику выплатам осуществляют в установленном порядке судебные исполнители. Как и Указ N 3, постановление N 203 вступает в силу 11.04.2023.

С 18.03.2023 г. начали действовать новые Правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта. Уточнено, что они распространяются только на транспорт и не устанавливают требования к дорогам, терминалам, рельсовым путям и иным коммуникациям. Применять новые Правила должны все работодатели, осуществляющих деятельность по организации производства и труда, связанного с эксплуатацией транспортных средств деятельность.

С 11.03.2023 г. введен профстандарт "Управление коммерческой организацией". Он дополнил выпуск 1 ЕКСД "Должности служащих для всех видов деятельности". Данный профстандарт может применяться в коммерческих организациях, осуществляющих все виды экономической деятельности. Введен Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.01.2023 N 20 "Об изменении постановления Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря1999 г. N 159".

С 02.05.2023 г. утратили силу правила по охране труда при работах на объектах радиосвязи. Напоминаем, что данные Правила распространяются на всех нанимателей, эксплуатирующих (обслуживающих) оборудование объектов
радиосвязи (радиотелевизионных передающих станций, радиорелейных станций, пунктов выделения программ, земных станций спутниковой связи, ретрансляторов и других объектов, предназначенных для излучения электромагнитной энергии в окружающее пространство).

С 05.03.2023 г. в связи с принятием Постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 23.02.2023 N22 Об изменении постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 13 июня 2019г. N 32 в оплате труда работников в сфере культуры произошли изменения, а именно предусмотрено, что в бюджетных организациях независимо от их ведомственной подчиненности по должности мастера народных художественных ремесел, имеющего статус народного мастера, устанавливается 6-й тарифный разряд.